Проектирование программ — одно из очень важных направленностей образовательного проектирования. Кстати,е сли вас интересует обучение АСУ, переходите на сайт szma.com. Особенную востребованность оно приобретает в условиях развития вариативного, профильного, многоярусного образования. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Каждая образовательная программа — это документ, регламентирующий вид и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той либо другой педагогической системы. Перед тем как приступить к созданию программы, нужно осознать ее специфику как нормирующего документа. Требования к содержанию и результатам проектирования в таком случае будут опираться: · на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»; · на знание комплекса действующих показателей, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (параметров образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных параметров и др.). В первую очередь разработчикам рекомендуется подвергнуть анализу обозначение программы, которое берется ими за основу во время проектирования, выделить в нем основные слова и осознать их педагогический смысл. Образовательная программасогласно Закону Российской Федерации «Об образовании» — документ, который «определяет содержание образования конкретного уровня и направленности». Это не общая программа какого-нибудь года обучения, не программа какой-нибудь учебной дисциплины. Это целостное описание содержания конкретного уровня образования (к примеру, ключевого общего, начального профессионального, высшего образования), классифицированного в качестве образовательного ценза. Как продукт проектирования образовательная программа представляет набор нормативных документов, определяющих цели, содержание и качество образования в определенном учебном учреждении, ориентированных на некоторый уровень (ступень) образования и разработанных соответственно со временем обучающихся. Если в границах уровня образования (начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного) есть разные направления подготовки, характеризующие профиль, профессию или профессия, то по любому из таких направленностей создается собственная образовательная программа. Так, в образовательном учреждении, осуществляющем подготовку одного уровня по 6-ти направлениям (профилям, специальностям), должно быть шесть образовательных программ. Каждому направлению образования отвечает собственная главная образовательная программа. Она открывает цели, содержание, план и способы процесса воспитания и обучения во времени с указыванием способов выполнения учебной и воспитательной деятельности. В действующих сегодня государственных стандартах и поясняющих их документах по каждой из ступенек образования отчетливо определены содержательные элементы, нужные для проектирования образовательных программ (см. варианты в приложении 11). Эти элементы выделяются по самым разнообразным основаниям: · по уровню использования: федеральный, национально-региональный (вузовский), внутришкольный; · по содержательным рамкам: образовательные области, циклы дисциплин, учебные дисциплины (предметы), предметные темы; · по общности изучения: обязательные для абсолютно всех, профильные, по выбору учебного заведения и учащихся и др. При этом в текстах государственных параметров и разъясняющих их методических документов конкретизируется соотношение разных элементов, составляющих структуру содержания образования: · федеративного, регионального, внутришкольного (вузовского); · общеобразовательного, общетехнического, профессионального; · обязательного, факультативного, по выбору и др. К примеру, для среднего профессионального образования конкретного направления структура содержания образовательной программы определяет соотношение между общеобразовательной, общетехнической и профессиональной (специализированной) составляющими, и также между теоретическим и производственным (профессиональным), функциональным учебой и воспитанием. В такой программе должно отражаться содержание получаемого общего образования, общетехнической и профессиональной подготовки сотрудников квалифицированного труда и профессионалов. В то же время содержание образовательной программы должно ориентировать на личностные особенности, которые связаны со особенностью деятельности профессионала и рабочими условиями в этом регионе. Образовательная программа отображает всю систему деятельности учебного заведения, обеспечивающую развитие личности, воспитание и обучение соответственно с направлением, уровнем и ступенью образования. Так, в структуру ключевой образовательной программы (ООП) высшего образовательного учреждения, в основном, входят: · список направленностей, профилей и специализаций подготовки, слаженный с подобающим учебно-методическим объединением; · описание целей программы (требований к содержанию и уровню подготовки по подобному направлению в границах определенного уровня образования); · учебный план, отражающий инвариантную и нормативную части содержания образования в определенном образовательном учреждении; · программы учебных дисциплин и практик, входящих в этот план и раскрывающих содержание, организационные формы и способы учебно-воспитательной деятельности; · программы проведения внеучебной деятельности, взаимосвязанные с учебными программами и которые направлены на создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; · описание организационно-педагогических условий и педагогических технологий, используемых для реализации образовательной программы; · описание системы педагогической диагностики, обеспечивающей обоснование для изменения образовательной программы; · описание предвкушаемых результатов реализации образовательной программы и дальнейших направленностей индивидуально-образовательной пути.
|